четверг, 29 марта 2012 г.

План анализа стихотворения

     В школьной программе предлагается поэтапное изучение теории литературы. В 5-м классе учащиеся знакомятся с темой и сюжетом стихотворения, далее - знакомство с размером, рифмой, к 9-му классу учащиеся должны познакомиться со всеми элементами плана анализа стихотворения. 
    Но, чтобы научить детей правильно и полно анализировать предложенные стихотворения, нужно, чтобы сам план был у детей перед глазами, чтобы они видели, что они уже изучили, и что им еще предстоит узнать. Предлагаю схему плана анализа стихотворения.  
    Анализ произведения должен нести логическую направленность; частично иметь связный текст. Объем анализируемого произведения для старшеклассников должен быть не менее 2 – 2.5 страниц.
План анализа стихотворения
1. Тема стихотворения:  пейзаж;
                - общественно-политическая;
                - любовная/интимная;
                - философская.
2. Сюжет:
                - есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
                - без сюжета: образы чувств (...).
3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
                a. Композиция: размер, рифма, ритм.
                            - Размер:
                                       _ _' / _ _' / _ _' /_ _'   ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
                                        '_ _ / '_ _ / '_ _   хорей 3-стопный;
                                        '_ _ _   дактиль;
                                         _ _' _   амфибрахий;
                                         _ _ _'   анапест.
                           - Рифма:
                                        аабб - парная;
                                        абаб - перекрестная;
                                        абба - кольцевая.
              b. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
                                      - эпитет - художественное определение;
                                      - сравнение;
                                      - аллегория - иносказательное изображение абстрактного                   понятия/явления через конкретные образы и предметы;
                                     - ирония - скрытая насмешка;
                                     - гипербола - художественное преувеличение;
                                     - литота - художественное преуменьшение;
                                     - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
                                     - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
                                     - паралеллизм.
            c. Стилистические фигуры:
                                     - повторы/рефрен;
                                     - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
                                    - антитеза/противопоставление;
                                    - градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
                                    - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
                                    - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
            d. Поэтическая фонетика:
                                    - аллитерация - повторение одинаковых согласных;
                                    - ассонанс - повторение гласных;
                                     - анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
                                   - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
            e. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

4. Образ лирического героя, авторское "Я".
5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.



Комментариев нет:

Отправить комментарий