пятница, 16 марта 2012 г.

Итоговый урок по теме "Состав слова"

Тема: Состав слова. Закрепление.
Цель: Формирование системы знаний в области словообразования, формирование практического опыта разбора слов по составу;  развитие воображения, образного мышления, речи, памяти, воспитания любви к русскому языку.
Оборудование: карточки - задания для групповой работы, тексты диктантов, папки с правилами.

Ход урока
1. Орг. момент
 - Дети, посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже всем желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Основная часть.
 Сегодня мы завершаем изучение темы «Состав слова». На уроке вы покажите умение работать в группе. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
(дети разделены на группы)
Запишите число, классная работа, возьмите свои карточки и поставьте себе оценки за урок, а в конце урока мы посмотрим, совпали ли они.
- Закройте глаза, представьте, наша классная комната – лаборатория.
Вы – лаборанты, цель вашей работы - найти морфемы в разных словах и составить новые слова. Для работы на урока у нас есть карточки, диктанты, папки-помощники. Откроем их и найдем изученные правила. А теперь повторим основные правила темы.
-Из чего строятся слова?
(основы и окончания)
- Что является основой?
(часть слова без окончания)
- Что мы называем окончанием?
(изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
-Чтобы легче определить части слова, какие слова нужно подобрать? И первое наше задание будет именно таким.
-Бродячий диктант - задания разложены на окнах и на доске, нужно записать предложения и подчеркнуть родственные слова.
1. Зима прошла.
    В этом году снег выпал поздно. Февраль был самым снежным. Даже в марте сыпал снежок. И теперь весна к нам спешит по заснеженным дорогам.
2. Весна.
    В воздухе еще холодно, но весна уже наступила. Скоро прилетят скворцы. Дети построили им скворечники. Скворцовый домик хорош! Около него уже поет скворушка.
3. Часы.
    Старинные часы называют ходиками. В тишине слышен их ход. Отец приходит домой и заводит часы, чтобы мама уходила на работу вовремя.
-Спикер каждой группы читает диктант, а все остальные разбирают слова по составу.
Что особенного в ваших диктантах. Какие особенные слова вы заметили, как их разобрали.
Уч. Слова сделаны из своего «строительного материала».В папке найдем правило про морфему, читаем его хором.
«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс, окончание.
-Морфема – значимая часть слова, передающая определённые языковые значения.
    УЧ. Как – то утром на опушке
Собрались друзья, подружки
И задумались о том,
Как бы им построить дом.
Вдруг один из них изрёк:
«Будем строить городок.
И пусть тот, кто хочет строить,
Смастерит свой личный домик».
Знайте только, что дома –
Это разные слова.
Из чего же будем строить?
Кто загадку нам откроет?
Вот для этого, друзья,
Нам задуматься пора.
Кто какой кирпичик будет
Все морфемы не забудет.


-Кто хочет быть какой морфемой?

Корень
Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.
Окончание
Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.


Суффикс
Ну, а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду дом огромный
В домик превращаю я.
Приставка
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.

Уч. Я даю вам всем задание,
Здесь, сейчас построить зданье.
Будем мы писать слова,
Что составят нам друзья.

(слова на карточках, разрезанные на морфемы)
(за-гор-ел-ый, без-забот-н-ый, рас-по-ряд-ок)
Это была тренировка, т.к. все морфемы были обозначены, а теперь задания для каждой группы:


1гр. Подснежник, косилка, подводный, ранка.
2.гр. Морковка, мышка, набег, игольница.
3гр. Лесной, перелесок, беззаботный, сапожник
(учащиеся составляют слова и записывают в тетрадь, разбирают их по составу)

УЧ. Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
 Делать слово из частей!

Гимнастика для глаз
«День и ночь»
Круговые вращения глазами «Карандашик» (пишем глазами буквы о, а, А)

-Коллективная работа Игра «Конструктор»

-Собрать слова и объяснить значение

Корень из слова снежинка
Приставка из слова подъезжал,
Суффикс из слова лесник,
Окончание из слова стол.
(подснежник)

Корень из слова бородка,
Приставка из слова подъезд,
Суффикс из слова снежок.
Окончание из слова стул.
(подбородок)

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
Окончание тоже, что и в слове лёд.
( рассказчик)

Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Окончание линейкой измеряем
(оценка)

В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдёте;
Возьмете окончание и в целом поймете
(расписание)
   
    Корень, как в слове дарить,
    Суффикс, как в слове шнурки,
    Приставка, как в слове покрышки,
    А окончание, как в слове очки.
(подарки)
Проверка работы
(один учащийся из группы произносит получившееся слово и объясняет его значение и придумывает предложение)

3. Обобщение
   
    -Что такое окончание, как найти его?
    -Что такое основа?
-Главная часть основы - это… (корень).
-Для чего в слове приставка и суффикс?

    УЧ. Вот построен городок,
    И кончается урок.
    Все старались, не ленились
    И чему–то научились.
    Знайте все, что части слова
    Вам всегда служить готовы.

4. Рефлексия
- Какое задание больше всего понравилось?
- Удалась ли работа в группах? Если нет, то почему?
- С каким настроением вы уходите с урока.
Выставление оценок

2 комментария:

  1. Огромное спасибо за полезный и очень интересный материал. На уроке много интерактива, но дети с удовольствием выполняют материал. Обязательно воспользуюсь некоторыми формами работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танечка, за добрые слова. Буду рада, если мои размышления тебе пригодятся.

      Удалить