Русский язык

СЛОВАРЬ ДИКТАНТОВ

         Диктант - один из наиболее распространенных и результативных видов работы в практике преподавания русского языка.
         Чтобы уйти от однообразия и поддержать интерес школьников в процессе обучения, в последние годы, кроме традиционных видов диктанта, широко используются десятки других - оригинальных, как по методике проведения, так и по содержанию. Большинство из них представляют собой творчество самих словесников.

          1.   Антидиктант.

 
   Обучающий вид диктанта. Смысл его заключается в том, что учащиеся должны сознательно сделать ошибки в тех словах, где есть орфограммы, и столько ошибок, столько орфограмм (описки недопустимы). Желательно заранее предупредить, что не нужно допускать графические ошибки (например, нож вместо еж). Для диктовки используется небольшой текст (одно - два предложения или Четверостишье) или отдельные слова. Такой диктант учит видеть в слове орфограммы, то есть определять звук в слабой позиции.
         2.  Беспрерывный (по принципу «продолжение следует»).
Обучающий вид диктанта. На протяжении изучения темы или раздела (4-6 уроков) под диктовку учителя постепенно записывается связный текст (несколько предложений на каждом занятии). Из урока в урок условия написания могут усложняться. На первом занятии, например, разрешается пользоваться словарями, задавать вопросы учителю, на следующем — необходимо самостоятельно объяснить написанное и т.д. Для проведения такого диктанта желательно использовать текст интригующего содержания, каждый раз прерывая запись на самом интересном месте. После полной записи текста можно дать творческое задание (выразить свое отношение к описываемым событиям и т.п.).
         3.  Взаимодиктант
Учащиеся работают в парах, сначала диктуя по очереди друг другу свои тексты небольшого объема, а затем проверяя написанное - в два этапа:
1) каждый проверяет тетрадь своего партнера без заглядывания  в текст диктанта;
2) вместе проверяют оба текста, сверяя с текстами диктантов.
В случае необходимости проводится работа над допущенными ошибками. Потом ученики еще раз просматривают друг у друга записи и ставят свои подписи: «Проверял Иванов». Впоследствии такая работа может быть продолжена с новыми партнёрами.
         4.  Взаимодиктант по тексту учебника.
Для проведения взаимодиктанта учащимися подбирается текст (или слова) из учебника по любому изучаемому предмету. Основное условие: школьник должен уметь объяснить написание всех слов, постановку всех знаков препинания в данном тексте. Поэтому о такой работе желательно объявлять заранее. Учащиеся могут обратиться к справочным материалам или проконсультироваться у учителя. Подобная работа может быть организована по тексту изучаемого литературного произведения. Диктант проводится с целью выработки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.
         5  .«В копилку мудрости».
Для записи под диктовку используются в основном афоризмы. Учитель читает мини-текст только один раз, учащиеся внимательно слушают, по памяти записывают; затем озвучивают свою запись (написание слов, расстановку знаков препинания). Такая работа способствует развитию памяти школьников, пополнению их словарного запаса.
         6.  Восстановленный.
Диктант творческого характера, чаще всего используется как обучающий. Учитель знакомит школьников с текстом; затем определяются и выписываются заданные слова, словосочетания, предложения (например, сказуемые; существительные с относящимися к ним прилагательными; односоставные предложения), по которым учащиеся должны самостоятельно восстановить и записать текст.
         7.  Выборочный.
Используется и как обучающий, и как контрольный диктант. Учащиеся записывают не весь текст, а только указанные учителем слова, словосочетания, предложения на определенное правило по определенной теме. Может сопровождаться заданием записать выбранные слова в какой-либо форме или классифицировать определенным образом. Мобилизует внимание школьников, исключает возможность механической записи; экономит время урока.
         8.  Графический.
Используется на этапе повторения, закрепления, обобщения изученного. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, а учащиеся записывают только их схемы.
         9.  Диктант-перевод.
Работа творческого характера. Сначала учитель читает текст на родном языке, учащиеся делают устный перевод; затем, при повторном чтении каждого предложения, - письменный. Во время обучающего диктанта-перевода можно предложить орфографический и лексический разбор текста. Используется в классах, где русский язык не является родным для учащихся.
         10.  Диктант по картине.
Разновидность творческого диктанта. Перед диктантом вывешивается картина. Учащиеся знакомятся со сведениями о ней, рассматривают полотно (или репродукцию), анализируют его. Затем читается текст диктанта, содержание которого связано с картиной, и ставится конкретное задание, например:
-  дополнить текст описанием какого-либо элемента картины;
- ввести в текст определенные слова, которые в данном случае использовались бы как изобразительные средства (эпитеты, сравнения, олицетворение и т.д.).
-  высказать свое мнение о картине.
Следующий этап – запись школьниками текста под диктовку учителя и выполнение творческого задания.
Такой вид работы не только способствует отработке орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащает словарный запас, учит высказывать свои мысли, но и развивает творческое мышление, приобщает к прекрасному.
         11.  Диктант по учебнику.
Обучающий диктант. Школьники заранее, чаще всего дома, по памятке "Как готовиться к диктантам по учебнику" (обычно она есть в учебнике) готовятся к написанию диктанта, самостоятельно прорабатывая его текст. В классе во время диктовки учителем этого же текста учащиеся учебниками не пользуются.
         12. Диктант с грамматическим заданием.
Может быть обучающим и контрольным. В данном случае обычно используется текст меньшего объема, но предлагается задание проанализировать слова, словосочетания или предложения с точки зрения фонетики, словообразования, морфологии, других разделов русского языка (то есть название «грамматическое» - чисто условное, точнее было бы «теоретическое»).
Такая работа учит осознанно подходить к написанию слов, расстановке знаков препинания, учит анализировать, помогает сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки.
         13. Диктант с проговариванием.
Обучающий вид диктанта, разновидность предупредительного. Учитель диктует текст, соблюдая орфоэпические нормы. Учащиеся по очереди проговаривают слова или текст так, как нужно записывать.
         14.  Дубль-диктант.
Обучающий диктант; используемый на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного. Вместо слов, которые диктует учитель, учащиеся записывают свои, но с теми же орфограммами. Например, учитель диктует «праздничный» - ученик записывает «радостный» и т.д.
         15.  «Единоборство».
Задание состоит в том, чтобы составить связный текст на заданную тему, в каждом предложении которого были бы определенные пунктограммы (могут быть предложены схемы предложений) или слова с нужными орфограммами. Класс делится на 2-4 группы, каждая из них выбирает диктующего, который, вступая в единоборство с представителями других групп, должен придумать свое предложение согласно условиям и продолжить текст. Тот; кто в течение одной минуты не смог справиться с заданием, лишается права принимать участие в диктовке. Выигрывает оставшийся.
         16.  Занимательный.
Обучающий вид диктанта, проводимый на материале кроссвордов, шарад, метаграмм и т.п. Учащиеся, работая классом или в группах, разгадывают, например, кроссворд и записывают под диктовку слова. Такой вид работы не только поучителен, но и интересен для учащихся.
         17.  «Журналисты».
Учащиеся по цепочке диктуют свои предложения с нужными орфограммами и пунктограммами на заданную речевую тему (это не обязательно должен быть связный текст).
         18.  «Запомни трудные орфограммы».
Обучающий вид диктанта, разновидность подготовленного. В данном случае заранее прорабатывается весь текст, а записываются только наиболее трудные слова. Учитель обращает внимание на то, какие правила необходимо повторить к контрольному диктанту.
         19.  Зрительный: см. предупредительный.
         20.  Игровой.
Чтобы поддержать работоспособность школьников, их интерес к учебному материалу, можно оживить проведение диктанта с помощью использования игровых элементов. Приведем несколько  примеров.
Игра «Знатоки». Учитель проводит диктант, а затем объявляет конкурс на звание знатока. Учащиеся должны найти в тексте диктанта (как можно больше и как можно скорее) слова с определенными орфограммами или в словарном диктанте назвать орфограммы.
Игра «Расшифруй слово». Написав диктант, учащиеся по заданию учителя находят в выделенных словах указанные морфемы, затем выписывают из них буквы, определяемые по счету. Например, учитель дает задание: в слове рассвет выделить приставку и выписать из нее третью букву по счету, и т.д. Последовательная запись букв должна образовать слово. Учащиеся зачитывают свои варианты.
Игра «Волшебники, маги, чародеи». Учитель диктует слова, а учащиеся сначала должны превратить их, согласно заданию, в другие, а затем записать. Например, превратить прилагательные в существительные (мороженая рыба - вкусное мороженое, дежурный милиционер - дежурный по классу) или существительные нарицательные - в собственные (коренной москвич — автомобиль "Москвич", птица сокол - команда «Сокол») и т.п.
         21.  Комбинированный.
Обучающий вид диктанта. В данном случае орфограммы и пунктограммы в одном предложении объясняются перед записью, в другом — попутно, в третьем — после записи, в четвертом — не комментируются.
         22.  Комментированный.
Обучающий вид диктанта, близок к предупредительному. Орфограммы и пунктограммы ученики объясняют в процессе записи текста: учитель диктует предложение, а названный им ученик кратко и четко комментирует написание трудных слов и расстановку знаков препинания. Одновременно с комментатором класс записывает текст. Не рекомендуется комментарий подменять проговариванием. Диктант используется для повторения и закрепления орфограмм и пунктограмм в активной форме.
         23.  «Конструктор».
Обучающий вид диктанта с элементами творчества учащихся. Учитель диктует слова, школьники, используя «строительный материал», суффиксы и приставки, записывают однокоренные. Кто больше?
         24.  Контрольный (проверочный) диктант.
Проводится с целью проверки усвоения учащимися изученного программного материала по теме, разделу или в конце семестра, учебного года. Может быть словарным, творческим, выборочным и т.д. Чаще всего для написания контрольного диктанта используется связный текст. Методика проведения контрольного диктанта такова: учитель читает весь текст, затем диктует отдельные предложения, повторяя каждое из них по частям или целиком (в зависимости от величины предложения) 2-3 раза (последний раз обязательно полностью). По окончании диктовки он еще раз выразительно читает весь текст, делая паузы после каждого предложения; одновременно учащиеся проверяют написанное, вносят, в случае необходимости, исправления. Такой вид диктанта может сопровождаться грамматическим заданием. Работы оцениваются согласно существующим на день проверки критериям и нормам оценивания знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
         25.  «Любимые строчки».
Каждый учащийся должен выучить наизусть стихотворение по своему выбору (или его часть), на уроке же продиктовать несколько строк или столбик из поэтического произведения для всего класса, а затем объяснить написание слов и, по возможности, расстановку знаков препинания. В зависимости от объема предложений, подготовленных для диктовки, учитель вызывает от двух до пяти учеников.
         26.  Мини-диктант.
Обучающий вид диктанта, для проведения которого используются небольшие связные тексты (пословицы, поговорки, афоризмы и т.д.). Может проводиться на разных этапах изучения материала для быстрой проверки его усвоения.
         27.  «Например». Диктант с элементами игры.
I вариант. Перед каждым учеником находится карточка со словом «например». Учитель называет только орфограмму, а тот ученик, кто быстрее всех поднял карточку, диктует всему классу слова с данной орфограммой (количество слов оговаривается заранее).
II вариант. Учитель называет только орфограмму, а затем по очереди обращается к ученикам. Названный ученик произносит слово "например" и диктует свой пример с данной орфограммой.
         28.  0бъяснительный.
Классифицируется как переходная ступень от обучающего к контрольному. Вид диктанта, при котором учащиеся сначала самостоятельно записывают диктуемое, а затем объясняют правописание изученных слов и расстановку знаков препинания. Проводится тогда, когда школьники достаточно хорошо овладели учебным материалом и могут применять его на практике.
         29.  0бъяснительный диктант с обоснованием.
Характеристика и методика проведения та же, что и объяснительного диктанта. Однако в данном случае учащиеся, записывая текст, письменно объясняют орфограммы и пунктограммы.
         30.«Отгадай загадку - запиши разгадку".
Обучающий диктант с элементами занимательности, разновидность словарного. Учитель читает загадки, отгадками которых являются слова на определенную орфограмму; учащиеся записывают только отгадки.
         31.  Письмо по памяти (самодиктант).
Запись школьниками одного из заранее выученных наизусть текстов под собственную диктовку (про себя или вслух) по памяти. Обычно учитель на предыдущем уроке дает задание повторить несколько текстов, уже выученных ребятами на память, рекомендует обратить внимание на правописание трудных слов, расстановку знаков препинания, а на следующем уроке только объявляет название одного из них.
Самодиктант может использоваться при  индивидуальной, парной, коллективной работе с учащимися. Применяется и как обучающий, и как контрольный.
Для записи по памяти в основном предлагаются небольшие тексты (загадки, афоризмы, стихотворения и т.д.).
         32.  По аналогии.
Диктант творческого характера, близок к сочинению по данному образцу. Текст определенной тематики прослушивается и анализируется учащимися с точки зрения его структуры, языка. Затем учитель предлагает какую либо близкую тему, на которую школьники составляют и записывают свой текст, аналогичный продиктованному по композиции, выразительным средствам.
         33.  Повторный.
Обучающий диктант, используемый на первом этапе усвоения учебного материала. Под диктовку записывается небольшой по объему текст. Затем учитель еще раз читает диктант, попутно объясняя правописание трудных слов и расстановку знаков препинания. Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки. На следующем уроке школьники снова пишут этот же диктант. Теперь работы проверяются и оцениваются учителем. Третий раз диктант пишется индивидуально с теми, кто допустил ошибки.
         34.  Подготовленный.
Учащиеся за несколько уроков до проведения диктанта знакомятся с текстом и прорабатывают его под руководством учителя (предлагаются самые разнообразные задания). Для подготовленного диктанта используется большой по объему текст. Во время проведения можно записать, по усмотрению учителя, только часть текста, так как он знаком школьникам. Оценивается такой диктант более строго, чем обычно.
         35.  Предупредительный.
Обучающий вид диктанта. Суть его в предварительном разборе, анализе текста с учащимися. Может быть зрительным, зрительно-слуховым, слуховым.
При зрительном текст диктанта записывается заранее учителем на доске, графически (например, подчеркиванием или цветом) выделяются нужные орфограммы и пунктограммы. Учащиеся рассматривают и запоминают текст. Затем он закрывается и записывается под диктовку учителя. После написания диктант может быть сверен с текстом на доске, в таком случае проверяется сразу же в классе.
При зрительно-слуховом диктанте текст не только рассматривается учащимися, но и анализируется под руководством учителя. В остальном методика проведения та же.
Предупредительный слуховой диктант проводится так: школьники разбирают на слух необходимые слова или даже весь текст; объясняют, как и почему нужно написать; выясняют расстановку знаков препинания. После анализа текст записывается под диктовку учителя. Такой вид диктанта рекомендуется проводил* в начале изучения грамматической темы. Особенно часто практикуется в младших классах.
         36.  Проверяю себя.
Обучающий вид диктанта. Смысл его в том, что во время написания учащиеся могут пользоваться словарями, другой справочной литературой; могут спросить у учителя (ученика-консультанта), как правильно написать то или другое слово, какой знак препинания поставить.
Такая работа развивает навыки самоконтроля учащихся.
Оценивается более строго, чем обычный диктант.
         37.  Распределительный.
Может быть обучающим и контрольным. Текст диктанта распределяется учащимися по группам, оговоренным заранее.
         З8.  Свободный диктант.
Занимает промежуточную ступень между диктантом и изложением.
Смысл работы в том, что учащиеся не записывают под диктовку учителя отдельные предложения, а своими словами передают содержание каждого абзаца (или каждой части) текста.
Методика проведения диктанта следующая: учитель читает весь текст, затем перечитывает по частям. Учащиеся воспроизводят прослушанное каждый по-своему (заранее оговаривается: близко к тексту или основное содержание). В случае необходимости перед записью можно предложить кому-нибудь из учеников сначала устно передать содержание текста.
Такая работа носит творческий характер, способствует формированию коммуникативных умений.
         39.  Словарный.
Состоит из отдельных слов или словосочетаний на одну, иногда несколько орфограмм. Динамичный и эффективный вид работы, позволяющий на любом этапе урока отработать, повторить или закрепить изучаемые орфограммы. Может быть как обучающим (предупредительным, объяснительным и т.д.), так и контрольным. Наиболее распространены следующие способы проведения словарных диктантов:
а)учащиеся записывают слова под диктовку учителя;
б)учитель демонстрирует картинки с изображением предметов, название которых нужно записать;
в)по заданию учителя школьники рассматривают сюжетную картинку (например, "В лесу", "На рыбалке") и записывают слова на определенную орфограмму согласно данной теме.
         40.  Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Разновидность предупредительного диктанта. Перед записью слова учащиеся поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой.
         41.  Словарный диктант с продолжением.
Школьники под диктовку записывают слова, сообща проверяют, обозначают орфограммы. Затем учащиеся записывают свои слова с этими же орфограммами.
         42.  Словарный диктант с подсказкой.
 Обучающий диктант, используется на этапе первичного усвоения учебного материала. Учитель диктует слово и попутно указывает, в какой его значимой части находится орфограмма; может назвать опознавательные признаки орфограммы.
         43.  Стилистический диктант.
Учитель диктует текст со стилистическими ошибками, ученики же пишут в тетрадях предложения в исправленном виде, указывая на полях с помощью условных знаков вид недочета. Для стилистического диктанта желательно подбирать предложения с наиболее типичными и легко улавливаемыми на слух ошибками. Целесообразно провести такой диктант в процессе работы над ошибками, допущенными учащимися при выполнении какой либо самостоятельной письменной творческой работы. Цель стилистического диктанта - научить школьников на слух улавливать ошибки в тексте, определять их характер (вид ошибки).
         44.  Тематический.
Обучающий вид диктанта. Представляет собой связный текст, включающий значительное количество слов с определенной орфограммой, специально созданный для отработки и закрепления навыков правописания конкретной группы слов и расстановки знаков препинания. Может использоваться для проверки знаний учащихся, для взаимопроверки.
         45.  Творческий.
Вид диктанта, предполагающий не только запись текста под диктовку, но и выполнение заданий, направленных на проявление элементов творчества учащихся:
- дополнить текст диктанта необходимыми словами, словосочетаниями (например, ввести прилагательные, причастия или наречия);
- заменить в диктуемом тексте слова, словосочетания другими (например, синонимами, антонимами);
- заменить одни формы слов другими (к примеру, глаголы прошедшего времени - глаголами настоящего);
- самостоятельно сделать вывод по содержанию текста и записать его;
- высказать свое мнение о прослушанном.
Условия работы сообщаются учащимся перед диктантом. Практика свидетельствует о том, что подобные упражнения не только поучительны, но и интересны для школьников.
         46.  «Узнай слово по лексическому значению».
Для проведения такого диктанта подбираются слова на изучаемую орфограмму. Учитель задает вопрос, содержание которого определяет нужное слово, учащиеся записывают только ответ.
Например, изучается орфограмма "Разделительные Ъ и Ь". Вопросы учителя:
1) Как называют человека, вникающего во все мелочи, дотошного?
2) Как называют поклажу, перевозимую на спине животных, а также сумки для такой поклажи?
3) Как можно назвать снежную бурю?
4) Как называется собрание представителей каких-нибудь организаций, групп населения и т.д.?
4) Как называется лицо, снимающее, арендующее помещение?
Учащиеся записывают: въедливый, вьюк, вьюга, съезд, съемщик.
         47.  «Фантазии на свободную тему».
Работа творческого характера. Учитель или кто-нибудь из школьников диктует любое предложение. Учащиеся по цепочке добавляют по одному предложению, но так, чтобы в конечном итоге получился связный текст. Затем записанный текст анализируется з точки зрения орфографии и пунктуации.
         48.  Цифровой.
В основном применяется для контроля. Заранее оговаривается, какой цифрой будет обозначаться та или другая грамматическая категория, орфограмма и т.д. Учащиеся слушают текст и не записывают его, а  только отмечают цифрами в тетради соответствующие факты языка. Например, цифрой 1 обозначают простые предложения, цифрой 2 - сложные и т.д.
         49.  Щадящий.
Перед контрольным диктантом учитель может провести тренировочный диктант, проверяют и оценивают который учащиеся друг у друга.
         50.  «Этимологический».
Обычно для такого диктанта подбираются слова, правописание которых нужно просто запомнить. Опора на этимологию поможет школьникам осознать значение данных слов и усвоить их написание. Как можно провести такой диктант?
I вариант. Учащиеся должны записать слово, узнав его по этимологической справке (историческому корню или слову, к которому оно восходит, и его значению). Например:
1. Слово заимствовано из тюркских языков. В тюркск. образовано путем сращения двух слов: кара - «черный» и Даш – «камень», «шифер».
2. Заимствовано из немецкого, но восходит к латинскому ingenium - «природные склонности, ум».
3. Собственно русское слово. Восходит к слову пьрсть - «палец». В современном языке обозначает один из предметов туалета.
4. Заимствовано из итальянского языка, но восходит к латинскому vermis –«червяк».
Ученики должны записать слова: карандаш, инженер, перчатка, вермишель.
II вариант. Учитель диктует слова, а ученик записывает не только слова, но и этимологическую проверку, к ним: порошок (порох), свинец (свин), солдат (сольдо), четверг (четверо).
III вариант. Учитель дает задание школьникам записать как можно больше слов, восходящих по происхождению к названному им. Например:
1) к тюркским хозя – «господин»;
2) к латинскому рhопе (фоне) - «звук»; и т.д.
Для подготовки такого диктанта используются этимологические и историко-этимологические словари; интересный материал для учителя предлагает в своей книге «Орфография. Этимология на службе орфографии» С.И. Львова  изд-во «Русское слово», 2000 г.).
         51  .«Я учитель».
Разновидность щадящего диктанта. Но здесь не только проверяют и оценивают диктант соседа, но и проводят друг с другом работу над ошибками; готовятся к контрольной работе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий