суббота, 10 декабря 2011 г.

Проект итогового урока "Грибоедов: Горе от ума"


Работу подготовили ученики 9 класса Кузнецово-Михайловской ООШ I-III ступеней
Учитель: Кривонос Е.И.
2006 год

Тип урока: контроль знаний.

Жанр урока: защита творческих проектов.

Цели и задачи: развитие продуктивной творческой деятельности (индивидуальной и групповой) через монологическое и диалогическое высказывание, тестирование художественного произведения, содействие саморазвитию и самообразованию учащихся, оценивание творческих проектов одноклассников по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», опираясь на частичный анализ текста произведения; воспитание человека культуры, человека творческого поиска: содействие самосовершенствованию личности.
Оборудование: портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации учащихcя к комедии «Горе от ума, компьютеры, программа «Конструктор тестов», локальная сеть.
Примечание. Задания по подготовке к защите творческих проектов и алгоритм действия каждой группы были предложены учащимся предварительно.

Алгоритм действия творческой группы:
1.    Внимательно перечитать произведение.
2.    Составить и подобрать разные вопросы по биографии и по содержанию произведения.
3.    Написать критическую статью на тему: «В чем успех комедии?»
4.    Сделать рисунки и снабдить их соответствующим текстом

СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация
Вступительное слово учителя, где еще и акцентируется внимание на том, что защита проводится в устной форме, а материалы, оформленные письменно, сдаются учителю:
•    регламент (для вступительного слова — 2 мин; тестирование — 5 мин.);
•    защита индивидуальная или групповая в форме монолога, диалога, сообщения, тестирования;
•    в ходе урока работает арбитражная комиссия (учащиеся). Оцениваются содержание текста, соблюдение стиля автора, глубина понимания содержания произведения и характеров героев, выразительность высказывания, артистичность.


II. Защита творческих проектов

Творческая группа историков-литературоведов
Подтвердите слова Белинского о том, что «..Грибоедов принадлежит 
к самым могучим проявлениям русского духа». Тестирование.
А. С. Грибоедов
(1795-182.9)
ВОПРОСЫ
1.Общепринятой датой рождения писателя считается 4(15) января 1795 года, знаете ли вы (укажите) еще две даты рождения Грибоедова, которые называют различные исследователи литературы?
2.На каких трех факультетах учился в Московском университете Александр Грибоедов?
3.Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет?
4.Сколько иностранных языков знал Грибоедов?
5.Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета?
6.Как называлось первое литературное произведение Грибоедова?
7.Как называлась статья, напечатанная Грибоедовым в 1814 году в журнале «Вестник Европы», о которой он говорил, что это «небольшая исследовательская, работа по экономике страны»?
8.Какие пьесы Грибоедова, кроме «Горе от ума», вы знаете?
9.Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел?
10.Кто дал Грибоедову следующую характеристику: «Находясь при мне в должности адъютанта, исполнял как сию должность, так и прочие делаемые ему поручения с особым усердием, ревностью и деятельностью»?
11.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу»?
12.Кто сказал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?
13.Кто из русских писателей сказал: «Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»?
14.Кто из русских писателей, узнав о гибели Грибоедова, писал: «Сколько людей завидовало его возвышению,
не имея и сотой доли его талантов... Молния не свергается на мураву, но на высоту башен и на главы гор»?
15.На могиле Грибоедова в Тифлисе (ныне Тбилиси) из бронзы вылита фигура женщины, склонившейся в тоске к подножию креста, на постаменте начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя». Кому они принадлежат?

ОТВЕТЫ
1.    1790 год и 1794 год, ни одна из дат рождения писате-; ля, даже общепринятая — 1795 год, не имеет документально подтвержденной основы.
2.    На философском (словесное отделение), юридичес-' ком и физико-математическом.
3.    И лет.
4.    Восемь (английский, французский, итальянский, /немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский).
5.    Кандидат словесности и права.
6.    «Дмитрий Дрянской» — стихотворная пародия на трагедию «Дмитрий Донской» В. А. Озерова.
7.    «О кавалерийских резервах».
8.    «Молодые супруги» (1815), «Проба интермедии» (1818), в соавторстве: с П. А. Катениным «Студент» (1817), с А. А. Шаховским и с Н. И. Хмельницким «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), с А. А. Жандром «Притворная неверность» (1818), с П. А. Вяземским «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823).
9.    А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер.
10.    Генерал от кавалерии Андрей Семенович Кологри-вов, адъютантом которого служил Грибоедов в Иркутском гусарском полку, в Брест-Литовске.
11.    А. С. Пушкин.
12.    В. Г. Белинский.
13.    И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
14.    Писатель-декабрист Александр Бестужев.
15.    Жене Грибоедова Нине Александровне.

Творческая группа литературоведов-критиков
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой

         Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
         Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее  поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
         Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
         Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
         С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”. 
         С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И  для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
         И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
          Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
          Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
          Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

Творческая группа литературоведов при использовании 
компьютеров готовит тестирование: 
Знаете ли вы комедию Грибоедова «Горе от ума»?

ВОПРОСЫ
1.В какой день недели происходит действие пьесы?
2.В какое время года происходят события пьесы?
3.Сколько лет Софье Фамусовой?
4.Как звали деда Чацкого по отцу и деда по матери?
5.С какого года служит в армии полковник Скалозуб?
6.В какой дивизии служит полковник Скалозуб?
7.Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины II?
8.Сколько лет Софьиной тетке Хлестовой?
9.Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери?
10.Кто и о ком из персонажей комедии говорит:
     a) «И золотой мешок и метит в генералы».
     б) «Но будь военный, будь он статский,
         Кто так чувствителен, и весел, и остер,
         Как ...»
     в)«Он славно пересмеять умеет всех...
        И верно, счастлив там, где люди посмешнее».
     г) «...он не то на серебре,
        На золоте едал; сто человек к услугам;
        Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
        Век при дворе, да при каком дворе!
        Тогда не то, что ныне,
        При государыне служил Екатерине».
     д) «Не служит, то есть в том он пользы не находит,
        Но захоти — так был бы деловой.
        Жаль, очень жаль, он малый с головой,
        И славно пишет, переводит.
        Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом ...»
     е)«Теперь в отставке, был военный,
        И утверждают все, кто только прежде знал,
        Что с храбростью его, с талантом,
        Когда бы службу продолжал,
        Конечно, был бы он
        Московским комендантом».
     ж)«Хрипун, удавленник, фагот,
        Созвездие маневров и мазурки!»
     з)«Зови меня вандалом;
        Я это имя заслужил,
        Людьми пустыми дорожил!
        Сам бредил целый век обедом или балом!
        Об детях забывал! Обманывал жену!
        Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
        Танцовщицу держал! И не одну:
        Трех разом!
        Пил мертвую! Не спал ночей до девяти!
        Все отвергал: Законы! Совесть! Веру!»
     и)«Но голова у нас, какой в России нету.
        Не надо называть, узнаешь по портрету:
        Ночной разбойник, дуэлист,
        В Камчатку сослан был, вернулся аулетом,
        И крепко на руку нечист».
     к)«...человек он светский,
        отъявленный мошенник, плут...
        При нем остерегись: переносить горазд,
        И в карты не садись: продаст».
     л)«Чудеснейшего свойства
        Он наконец: уступчив, скромен, тих,
        В лице ни тени беспокойства
        И на душе проступков никаких,
        Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
        Вот я за что его люблю».
     м) «Ах! Этот человек всегда
        Причиной мне ужасного расстройства!
        Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!?
ОТВЕТЫ
1.Действие пьесы происходит в четверг:

«У нас есть общество, и тайные собрания
По четвергам. Секретнейший союз...»
«Поедем-ка сейчас; мы благо находу;
С какими я тебя сведу людьми!»


Репетилов — Чацкому, действие 4, явление 4.

2.События пьесы «Горе от ума» происходят зимой:

«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя».


Чацкий — Софье, действие 1, явление 7.

3.Софье семнадцать лет:

«Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».


Чацкий — Софье, действие 1, явление 7.

4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей:

«...Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».
Фамусов — Скалозубу, действие 2, явление 5.
«По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз».


Фамусов — гостям, действие 3, явление 21.

5.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит с 1809 года:

«Я с восемьсот девятого служу».

Скалозуб — Фамусову, действие 2, явление 5.
6.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит в 15-й дивизии.

«Бывает моего счастливее везет,
У Нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале».


Скалозуб — Фамусову, действие 2, явление 5.
7.Дядю Фамусова звали Максим Петрович, в приемный день в царском дворе он поскользнулся и упал, ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину П.

«...или покойник дядя, Максим Петрович...
На куртаге ему случилось обету питься:
Упал да так, что чуть затылка не пришиб...
Был высочайшею пожалован улыбкой...
Привстал, оправился...
Упал вдругорядь — уж нарочно
А хохот пуще, он и в третий так же точно».


Фамусов — Чацкому, действие 2, явление 2.

8.Хлестовой шестьдесят пять лет:
«Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?»


Хлестова — Софье, действие 3, явление 10.
9.Дедов Софьи звали Афанасий и Нил. Фамусова зовут Павел Афанасьевич. Следовательно,
деда по отцу звали Афанасий. Тетку Софьи, сестру ее матери — Хлестову, зовут Анфиса Ниловна, об этом мы узнаем из 4-го действия, явления 8, где Репетилов говорит, обращаясь к Хлестовой:

«Царь небесный! Анфиса Ниловна! Ах! Чацкий! Бедный! Вот!...»

Значит, отчество матери Софьи было тоже Ниловна. Следовательно, деда по матери звали Нил.
10.    1)    Лиза о полковнике Скалозубе, действие 1, явление 5.
         2)    Лиза о Чацком, действие 1, явление 5.
         3)    Софья о Чацком, действие 1, явление 5.
         4)    Фамусов о своем дяде Максиме Петровиче, действие 2, явление 2.
         5)    Фамусов о Чацком, действие 2, явление 5.
         6)    Наталья Дмитриевна Горич о своем муже Платоне Михайловиче Горич, действие 3, явление 5.
         7)    Чацкий о Скалозубе, действие 3, явление 1.
         8)    Репетилов сам о себе, действие 4, явление 4.
         9)    Репетилов о председателе Английского клуба, действие 4, явление 4.
         10)    Горич Платон Михайлович о Загорецком Антоне Антоновиче, действие 3, 
явление 9.
         11)    Софья о Молчалине, действие 3, явление 1
         12)    Софья о Чацком, действие 3, явление 14.
Творческая группа литературоведов при использовании 
компьютеров готовит тестирование:
Знаете ли вы персонажей комедии?

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова
1.    «Ба! Знакомые всё лица».
2.    «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
3.    «Когда в делах — я от веселий прячусь,
         Когда дурачиться — дурачусь.
         А смешивать два эти ремесла
         Есть тьма искусников, а не из их числа».

4.    «Я глупостей не чтец, А пуще образцовых».
5.    «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
6.    «Так: частенько там
         Мы покровительство находим,
         где не метим».

7.    «Чины людьми даются,
         А люди могут обмануться».

8.    «Помилуйте, мы с вами не ребята,
         Зачем же мнения чужие только святы?»

9.    «Счастливые часов не наблюдают».
10.    «Минуй нас пуще всех печалей
          И барский гнев и барская любовь».

11.    «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
12.    «А судьи кто? — За древностию лет
          К свободной жизни их вражда непримирима,
          Сужденья черпают из забытых газет
          Времен Очаковских и покоренья Крыма».

13.    «Как посравнить, да посмотреть
           Век нынешний и век минувший;
           Свежо предание, а верится с трудом».

14.    «Грех не беда, молва не хороша».
15.    «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!»
16.    «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».
17.    «Вот то-то все вы гордецы!
          Спросили бы, как делали отцы?
          Учились бы на старших глядя».

18.    «Что говорит! И говорит, как пишет!»
19.    «Зачем ума искать и ездить так далеко».
20.    «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
           Где оскорбленному есть чувству уголок!»

21. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
        Что нынче пуще, чем когда,
        Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

22.  «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
        И дым отечества нам сладок и приятен!»

23.    «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»
24.  «Кричали женщины ура!
        И в воздух чепчики бросали!»

25.    «А! Злые языки страшнее пистолета».
26.    «<герой> не моего романа».
27.    «Какие-то уроды с того света,
           и не с кем говорить, и не с кем танцевать».

28.    «Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
           И кто жениться нас неволит!»

29.    «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».
         «Шумим, братец, шумим».

30.    «Муж-мальчик, муж-слуга...».
31.    «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Волтеры дам,
          Он в три шеренги вас построит,
          А пикните, так мигом успокоит».

32.    «Приданого взял — шиш, по службе — ничего».
33.    «Послушай, ври, да знай же меру».
34. «Где, укажите нам, отечества отцы,
        Которых мы должны принять за образцы?»

35. «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
       Ведь нынче любят бессловесных».

36. «Довольно счастлив я в товарищах моих,
       Вакансии как раз открыты;
       То старших выключат иных,
       Другие, смотришь, перебиты».

37. «При мне служащие чужие очень редки;
       Все больше сестрины, свояченицы детки».

     «Ну как не порадеть родному человечку!»
38.    «Дома новы, но предрассудки стары».
39.  «Ужасный век! Не знаешь, что начать!
        Все умудрились не по летам».

40.  «Что нового покажет мне Москва?»
41.  «...тот и славился, чья чаще гнулась шея».
42.  «Окроме честности есть множество отрад».
43.  «Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех».

44. «...уж коли зло пресечь:
      Забрать все книги бы да сжечь».

45.    «...Басни — смерть моя!
          Насмешки вечные над львами! Над орлами!
          Кто что ни говори:
          Хотя животные, а все-таки цари».

46.    «Я вас обрадую: всеобщая молва,
         Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
         Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
         А книги сохранят так: для больших оказий».

47.    «Молчаливы блаженствуют на свете!»
48.    «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
49.    «Что гений для иных, а для иных чума».
50.    «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

ОТВЕТЫ
1.    Фамусову, действие 4, явление 14.
2.    Чацкому, действие 1, явление 7.
3.    Чацкому, действие 3, явление 3.
4.    Чацкому, действие 3, явление 3.
5.    Молчалину, действие 3, явление 3.
6.    Молчалину, действие 3, явление 3.
7.    Чацкому, действие 3, явление 3.
8.    Чацкому, действие 3, явление 3.
9.    Софье, действие 1, явление 3.
10.    Лизе, действие 1, явление 2. //. Чацкому, действие 2, явление 2.
11.    Чацкому, действие 2, явление 2.
12.    Чацкому, действие 2, явление 5.
13.    Чацкому, действие 2, явление 2.
14.    Лизе, действие 1, явление 5.
15.    Фамусову, действие 4, явление 14.
16.    Чацкому, действие 4, явление 14.
17.    Фамусову, действие 2, явление 2.
18.    Фамусову, действие 2, явление 2.
19.    Софье, действие 1, явление 5.
20.    Чацкому, действие 4, явление 14.
21.    Фамусову, действие 3, явление 21.
22.    Чацкому, действие 1, явление 7.
23.    Фамусову, действие 1, явление 10.
24.    Чацкому, действие 2, явление 5.
25.    Молчалину, действие 2, явление 11.
26.    Софье, действие 3, явление 1
27.    Графиня, внучка Хрюмина, действие 4, явление 1
28.    Горичу Платону Михайловичу, действие 4, явление 2
29.    Репетилову, действие 4, явление 4.
30.    Чацкому, действие 4, явление 14.
31.    Скалозубу, действие 4, явление 5.
32.    Репетилову, действие 4, явление 5.
33.    Чацкому, действие 4, явление 4.
34.    Чацкому, действие 2, явление 5.
35.    Чацкому, действие 1, явление 7.
36.    Скалозубу, действие 2, явление 5.
37.    Фамусову, действие 2, явление 5.
38.    Чацкому, действие 2, явление 5.
39.    Фамусову, действие 1, явление 4.
40.    Чацкому, действие 1, явление 7.
41.    Чацкому, действие 2, явление 2.
42.    Чацкому, действие 3, явление 9.
43.    Хлестовой, действие 3, явление 10.
44.    Фамусову, действие 3, явление 21.
45.    Загорецкому, действие 3, явление 21.
46.    Скалозубу, действие 3, явление 21.
47.    Чацкому, действие 4, явление 13.
48.    Фамусову, действие 1, явление 5.
49.    Софье, действие 3, явление 1.
50. Фамусову, действие 4, явление 15.

Творческая группа литературных критиков
Ответить на вопрос: «В чем успех комедии»

         Успех «Горя от ума», появившегося накануне  восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству  конца  нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые  русские люди двадцатых годов.
         По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь  несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали  социально-политическую актуальность комедии, воспринимая  ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический  конфликт бурного столкновения умного, благородного  и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым  конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия  крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.
         После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
         И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и  общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых,  что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего  недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той  девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно  объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей  эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей,  враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины  столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную  общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
         Отсюда - необыкновенное богатство идейного  содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»  множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали  и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого  негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.
         Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех  и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он запечатлел  в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой  общественного быта в самодержавно-крепостническом  государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины,  Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.  Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться  и которая поэтому была неодолима.
Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду  жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах  его исторического времени.
         Столь же типичны и исторически характерны представители  другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская,  графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской  Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном  художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира. 
         Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему  типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью,  не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял  в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими  чертами.  Грибоедов тем самым решил и политическую  проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей  убедительностью идейная направленность его творчества.

Творческая группа художников
Нарисуйте главных героев комедии и текстом подчеркните характер героев:

а) Чацкого;


б) Фамусова;

в) Скалозуба


г) Софьи;



д) Молчалина?


III. Домашнее задание
Провести аналогию образов: Чацкий-Онегин-Печорин.
Чацкий, Онегин, Печорин
И в мире был он одинок...
Д. Байрон
         Как стремителен бег времени! Уже многие годы отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
         Первая половина XIX века - период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей - была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название "декабризм".
         В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
         Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, "загадочный", по словам А. Блока, писатель и человек - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 г.г.)  Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
         Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих "ста прапорщиков" воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
         Комедия "Горе от ума" создавалась в 1816 - 1824 г.г. - в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, - это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая  была характерна для русской жизни начала XIX века.
         Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право - вот что сковывало творческие силы "умного, бодрого русского народа", препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, "обменяли на борзые две собаки".
         Этот мир - "век минувший" - вечный враг Чацкого. Герой комедии - страстный боец против дельцов, шутов, "предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых."
         Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу - вот девиз Чацкого.      
         Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным  миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой "сломлен количеством старой силы, нанеся ей,  в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей". И. Гончаров называет Чацкого "вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва." (И.А. Гончаров)
         Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, - это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие  Чацкому, а все свое презрение - "толпе его мучителей".
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
         Если Чацкий - "герой своего времени", герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий", был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью. 
         При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
         Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
         Поэтому первые главы проникнуты радостными , жизнеутверждающими настроениями, а в последних  усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Умом и "сердцем" автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
         Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему ни будь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие." Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира.  Многое выделает его из толпы:
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.

Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его   
Книги так же быстро надоедают ему:

Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.

В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил...

         Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь "без цели, без трудов". Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
         "Убив на поединке друга", Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.  
         В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

         По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа:
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

         Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", - так оценил Онегина и "поэму" о нем великий критик Белинский.
         Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - философский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении "Дума", автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: "Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения". Как и в стихотворении "Дума", Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья".
         Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его "герои". Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. "Черной страницей в истории России" назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "... то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
         Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы
         "Дума" - поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени".
Образ Печорина, главного героя романа, - вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
         Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе "Герой нашего времени" Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима "скучна", но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
         В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа "Герой нашего времени".
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин - типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них - герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине - "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста".
         Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества  вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий